Как развалить систему образования за семь шагов

Идея о том, что владельцы транснациональных корпораций могут быть заинтересованы в снижении качества образования не является новой. Тем не менее, в "теорию заговора" поверить всегда труднее, чем в простую человеческую глупость. В данной статье предлагается проверить правдоподобность гипотезы управляемого снижения качества образования при помощи методики, придуманной братьями Стругацкими.

Когда-то меня до глубины души тронула книга братьев Стругацких «Волны гасят ветер». На описанной в книге Земле будущего было такая профессия – прогрессор. Прогрессоры внедрялись в другие менее развитые, чем Земля цивилизации и исподволь направляли общество к прогрессу в нужном направлении. И вот однажды некого прогрессора пронзила мысль: а что если на Земле тоже действуют законспирированные прогресоры более высокоразвитых цивилизаций? Надо их обнаружить! Но как? Автор идеи предложил трех-шаговую методику выявления инопланетных прогрессоров. Во-первых, предположим и допустим, что они действительно существуют. Во-вторых, зная их цели, попробуем спрогнозировать, что они должны делать (что бы мы делали на их месте). В-третьих, будем искать совпадения между нашим прогнозом и реальными событиями на Земле. А далее в книге описывается история применения этой методики, благодаря которой шайка законспирированных прогрессоров была вскрыта и обезврежена.

Предлагаю воспользоваться методологией Стругацких применительно к системе образования. Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования. Подумаем, что для этого надо было бы сделать и будем искать совпадения в реальной жизни. В данном случае я выступлю в роли гипотетического регрессора и разработаю краткую диверсионную план-программу развала системы образования. А Вы, уважаемые читатели, сами ищите совпадения в реальной жизни и делайте выводы.

Итак, моя программа разрушения системы образования (на примере высшего образования) получилась из 7 пунктов.

1. Снижение творческой мотивации педагогов


Общая идея. Как учил товарищ Сталин, «кадры решают все». Проблемы в том, что педагоги высшей школы – кадры еще те. В своей массе в ВУЗах работают самомотивированные личности, которые делают свое дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому что им это интересно и потому, что они считают, что это важно и нужно. Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих гвоздей людей? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Обостренно чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает свое чёрное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.

Конкретные действия. Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата (доход). Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему. При этом очень важно довести ситуация именно до абсурда — чтобы профессора/доктора получали меньше уборщицы. Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в состояние аффекта. Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные и унизительные дефициты: бумаги, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить ВУЗ-придурку.

2. Подрыв авторитета педагогов


Общая идея. Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность близкую к нулевой.

Конкретные действия. Смотри пункт 1.

3. Бюрократизация учебного процесса


Общая идея. Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мыcли, он должен быть постоянно занят; не важно чем, главное – занят. Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.

Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и с-сегодня-на-завтра.

4. Либерализация учебного процесса


Общая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивления. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Давайте вспомним старые фильмы с Брюсом Ли и Ван Даммом или учителя «Белый лотос» из кинофильма-гротеска «Убить Билла 2». Помните, как там учителя учили своих учеников? Результата был – ого-го! Для снижения качества образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс. Человек — существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из под контроля школы и родителей и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы.

Конкретные действия. Свободное (пусть не de jure, но de facto) посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдач экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от явления отчисления) студентов. Побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.

5. Разрушение интеллектуальной атмосферы


Общая идея. В ВУЗе лекции и семинары – это не главное. Главное – это создание образовательного поля. Именно поэтому западные ВУЗ охотятся за нобелевскими лауреатами и известным учеными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия. Почему учёные любят ездить на конференции и симпозиумы (на которых, по правде говоря, больше «тусуются» и «выпивают», чем обсуждают научные проблемы)? Да потому, что они там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи. Однако это интеллектуальное поле легко разрушается под действием низкоуровневых вибраций. Достаточно ввести в это поле десяток идиотов и пиши «пропало» – поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют.

Конкретные действия. Необходимо устранить заслоны, препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:

— лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно,
— сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фейс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы),
— снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).

Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами оплачивать свое обучения, количество преподавателей не увеличивать, увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализации пунктов 1 и 3 программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на одного педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.

6. Подбор руководящих кадров


Общая идея. На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям. При правильном подборе и расстановке кадров скорый развал системы гарантирован.

Конкретные действия. Кого следует назначать на высшие руководящие должности в системе образования? Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде своих коллег. Во-вторых, «крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений; в этом случае они будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему покровителю и будут идеально повиноваться и хранить тайну.

Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются следующие психологические типы: тупые, амбициозные, гиперактивные, агрессивные, трусливые, соглашатели, алчные.

7. Маскировка


Общая идея. Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман – тем легче в него поверят. Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), внаглую и по-крупному.

Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затеивать бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять баклавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.

Замечания к программе


Данная программа рассчитана на 5-10 лет. После этого срока начинают действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.). После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающийся характер. Вот собственно и все. Как видите – ничего сложного.
Subscribe to  boeing_is_back
promo boeing_is_back december 12, 2017 10:21 657
Buy for 220 tokens
Бывший офицер ГРУ Дмитрий Таран поведал нам, что ждет Россию в ближайшие 25 лет (время одного поколения). Он не только рассказал о скрытых угрозах, но и способах их решения. Речь идет о выживании тебя и твоей семьи. Россия - огромная страна. После так называемого "выдоха" - распада…
Я не верю, что Вы - препод. Или Вы страдаете куриной слепотой. Мне даже не хочется спорить со слепцом. Я просто пару примеров приведу и больше не стану.
Когда был жив мой дядя, доктор наук, профессор, зав. кафедрой университета, его зарплата составляла 800 рублей, при средней зарплате в СССР где-то 150 рублей. То есть, превышала средний уровень в 5 раз. Зарплата профессора сегодня (после повышения) стала 20000 рублей при средней по стране более 30000. Зарплата сторожа - 10000 рублей, охранника - 25000. Этого мало?
Продолжим.
В СССР студентов было примерно 5 миллионов. Это примерно 2% населения и 15% выпускников. Все места были бюджетными.
В России сейчас примерно 7 млн студентов, это 5% населения и 80% выпускников, бюджетных мест 324 тысячи.
Идёт просто профанация высшего образования, то есть почти все двоечники и троечники - успевающие студенты.
Зачем же оскорблять незнакомца, учитель? Хотите раз и навсегда подтвердить тезис из поста - что нынешние учителя быкующее и напропалую хамящее быдло, которое не за что уважать?

Я же говорю - совместитель. То есть у меня есть работа и раз в неделю я читаю лекции как хобби. С одной стороны, не удается совсем ничего не знать, с другой нет "стокгольского синдрома".

Сколько ваш дядя получал в 30-40 лет? Рублей 120, полагаю?

Вы, надеюсь, учитываете что население СССР и население РФ - разные числа и разный этнический состав? Мне просто лень перепроверять ваши цифры. Но наивно сравнивать процентовку высшего образования в РСФСР и некоторых одиозных республиках типа горячо любимого Туркменистана.

Вы как-то больно со стороны статистики подходите. В СССР были разные вузы. У нас (мэси) могли выгнать к концу сесии за единственный текущий хвост - и выгоняли. А мои кореша из бауманки (sic!) на втором курсе досдавали хвосты от первого. То есть фактически вообще невозможно было вылететь за неуспеваемость. Я на первом курсе (89й) сдавал зачеты в нескольких вузах за одноклассников. Помимо того, что кое-где я (мальчик) мог сдать экзамен с зачеткой девочки, и это никого не смущало - самая смешная история, как я с первого раза сдал зачет по геодезии (я так-то программист) в миси - перепутал аудитории. Просто внимательно поглядел в первый раз в жизни на теодолит и ответил достаточно для зачета. Это по-вашему эталон высшего образования? То есть профанация в столичных вузах была и тогда, и глупо это отрицать. И раньше был еще один фактор - военная кафедра.

Если взять ведущие технические вузы - физтех, бауманку, мирэа, физмат - у вас много знакомых оттуда? У меня очень много. Сколько из них работают по специальности? Единицы. Разве что за "по специальности" считать работу айтишником или продавцом компов. Хотя все считают себя физиками и учеными, слова поперек не скажи.
Я понял. Вам не с кем потрепаться. Я не составлю Вам компанию. Мы просто говорим о разных вещах. Прощайте.
Большая буква "В" не заменяет извинения, вы в курсе? Ну да Макаренко вам судья.

Желаю удачи в дальнейшей девальвации образовательных стандартов СССР.
Собственно о чем был спор?
Интересный вопрос Вы подняли
"Почему несмотря на все, еще есть что разваливать?"
Думаю ответ в том, что в России рождается много светлых голов не забитых суетой современной бытовухи. Они действительно хотят сделать это мир лучше. Именно с ними сейчас идет борьба. Еще на уровне образования им "вставляют палки в колеса".
Страшно представить каких успехов бы мы добились, если бы нам не мешали. Вот хороший пример:
ЗАЗ, обогнавший Tesla. "АвтоВести" 19.12.2015
http://vk.com/video-66277782_171860601
RE: Собственно о чем был спор?
Какая-то чухня у вас по ссылке. Если вы считаете что можно сравнить единичный экземпляр с кучей аккумуляторов вместо моторчика и серийную модель - то говорите уж что ЗАЗ обогнал Ниссан Лиф хотя бы.

А так Россия конечно родина слонов, кто спорит.

Я вижу во всей этой демагогии (другого слова не подобрать) лишь одно - "мы не тупые, это они тупые и нам мешают". Удобное оправдание сидения на жопе - нам все мешают. Вот не мешали бы, мы бы - ух! Но ничего, "сгинут наши вороженьки как роса на солнце", тогда и заживем. Узнаете тип риторики?

Вот вы лично - возьмите и выньте палку из колеса, дав отдельно взятой светлой голове волшебный пендель. Что вам лично-то мешает? Или вы тоже в сговоре?
Re: Собственно о чем был спор?
Очень едкий и точный коммент! Соглашусь с Вами, что слова без действий - это пустая трата времени.