mihailgurevitch (mihailgurevitch) wrote in boeing_is_back,
mihailgurevitch
mihailgurevitch
boeing_is_back

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

ВАША МОГИЛА – НА ТРИДЦАТОМ ЭТАЖЕ

Если архитектура – это застывшая музыка, то на таком архитектурном пространстве, как кладбище, музыка – ясно, какая – застыла прочнее, чем где-либо. Буквально – намертво. По понятным причинам эта сфера деятельности очень консервативна, новации здесь не приживаются – да о них и не думают. Как и вообще люди стараются реже думать об этой теме.
Однако и тут всё же можно встретить новую идею – и их становится всё больше. Необходимости задуматься над реформированием кладбищ тоже есть объяснения. Нехватка территорий, например. Живым-то уже места мало. Да и об экологии забывать не стоит.


Начнём с США. В архитектурной лаборатории DeathLAB, созданной на базе Колумбийского университета, разработали проекты, в которых человек буквально становится светом. Усопшего помещают в специальный гроб, примерно на двадцатой неделе после похорон в нём накапливается достаточно энергии, чтобы превратить её в свет пульсирующих огней. Полный цикл занимает сорок четыре недели, затем останки исчезают вместе со светом. Если кому-то не хватает сил вникнуть в происходящие внутри нанотехнологичного гроба процессы, то гораздо проще представить, что будет вокруг последнего пристанища. Согласно концепции архитекторов, кладбища включаются в городскую среду, превращаясь в мемориальные парки. Вот – прямо под Манхэттенским мостом. Процесс прощания наполняется новым, метафорическим смыслом – и обойдётся всего в 500 долларов. Но – при всей оригинальности – проблемы нехватки места, увы, не решает.



Поэтому всё чаще говорят о том, что кладбища должны быть … вертикальными.

Фильм «Кин-дза-дза!» смотрели? Последний выдох господина ПЖ. Китайские архитекторы, авторы проекта «Забвение – это конец. Но не смерть», наверняка смотрели. Этот проект выиграл в конкурсе на создание вертикального кладбища прямо в центральном токийском районе Синдзюку. (Конкурс был мощный, верхняя картинка - оттуда, один из проектов.) Придумали башню, внутри которой – яркие воздушные шары, привязанные к оптоволокну. В шары помещают прах. Они постепенно поднимаются вверх и останавливаются лишь тогда, когда покойного навещают близкие. Если никто не приходит слишком долго, шарик улетает в небо. Этот момент –самый последний прощальный ритуал, в котором участвует весь город. Когда шарик лопается, специальный окислительный слой растворяет прах, возвращая его на землю с дождём и ветром.



Кладбища в виде башен и небоскрёбов – наверное, самый популярный тренд. Пять лет назад в Париже также разработали проект винтообразной башни с могилами внутри. Каждое захоронение неразрывно связано со средой через гибкую «ветвь», прикрепленную к фасаду здания. Она раскачивается на ветру и служит насестом для городских птиц. Здание настолько яркое и высокое, что его видно отовсюду – да-да, как Эйфелеву башню. «Это позволяет умершим быть ближе к тем, кому они были дороги», – поясняют авторы.



Как раз в то же время аналогичный проект появился в Норвегии . Студент Мартин Макшерри предложил разместить в центре Осло зелёный небоскрёб, в комплекте которым предусматривался строительный кран – возводить новые этажи и поднимать гробы на незанятые уровни. Лёгкая многоуровневая конструкция пронизана светом и позволяет выращивать растения на каждом этаже. «Со временем здание станет самым высоким в Осло. Это будет постоянно меняющийся памятник всем жителям города» –объяснял Макшерри на презентации проекта, а сэкономленные территории могли бы послужить для парков, домов – в общем для живых. Но в отличие от Парижа норвежскую идею высотного кладбища восприняли в штыки.



А вот мексиканцы предлагают – тоже башню, но в обратную сторону. Согласно замыслу авторов проекта Tower for the Dead, смерть не должна довлеть над городом, поэтому большая часть здания спрятана под землю, а наружу выходит только небольшая цилиндрообразная структура. На уровне «минус первого» этажа находятся помещения для персонала, часовня и комната для прощаний, здесь же расположен крематорий. Прах умерших помещают в колумбарии, уходящем под землю на глубину 250 метров. Чтобы дойти до нужной могилы, надо спуститься по винтовому коридору или на одном из двух лифтов. Очень важный элемент –окна, которые обращены в пустое пространство в центре башни. Сквозь них даже на самой большой глубине видно дневной свет. Это дарит чувство надежды и позволяет оставаться с «миром живых» даже в замкнутом пространстве, посвящённом «миру мёртвых».




И снова Китай. В Шанхае создан проект, который, как и американский Constellation Park, символизирует трансформацию энергии. В кладбище предлагают переделать старый заброшенный газгольдер. Чем больше могил, тем больше деревьев вырастет внутри него. Когда место в газгольдере кончится, люди в знак памяти смогут сажать деревья за его пределами, чтобы сделать парк еще более зелёным. Авторы проекта объясняют: «Мы надеемся, что в будущем люди будут думать о смерти не как о чем-то ужасном, а как о шансе вернуться в землю».



А что у нас?
А у нас, как пишет Аrchspeech, тоже думают о мультиэтажных кладбищах. В прошлом году студент Архитектурной школы МАРШа Андрей Фомичёв выбрал кладбище для дипломного проекта. Архитектура «Московского некрополя» основана на одной из базовых потребностей человека: быть захороненным там, где он прожил всю жизнь. И житель Москвы должен упокоиться не за пределами МКАД, а в черте города. Решить проблему с дороговизной и нехваткой территорий предлагается с помощью вертикальных кладбищ – многоэтажных колумбариев, которые можно построить в жилых районах. Процитирую. «В проекте затронут ещё один, не менее важный аспект: взаимоотношение человека и пространства. Находясь в городе, в доступной среде, кладбище становится таким же важным звеном личной самоидентификации, как рабочее место или культурные объекты».




На майской выставке «АрхМосква» о кладбищах заговорили как об объектах редевелопмента. Проект бюро Ai Architects предлагает использовать для новых захоронений дегазированные полигоны в Московской области, а традиционные могилы заменить колумбариями. Под новую идею подведён исторический базис – «Геенна огненная». В библейские времена в Иерусалиме тела сжигались в долине Еннома, за крепостной стеной – по сути, на обычной городской свалке. Она постоянно тлела и источала зловония, однако сегодня это место пользуется большим спросом на приобретение участков. Считается, что в Судный день воскресшие первым делом отправятся в храм Гроба Господня, кратчайший путь к которому ведёт через долину Еннома. Ну а для Москвы и Подмосковья плюсами будут экология, экономия территорий (одного мусорного полигона хватит, чтобы принять на себя площадь для захоронений целого года – примерно 400 тысяч квадратных метров) и удобная транспортная инфраструктура в Вербное воскресенье.

В проекте «Коэметериум. Кладбище как общественное пространство» выпускницы МАРХИ Дарьи Макаренко в роли могил выступают биоурны. Останки помещают в специальные ёмкости и закапывают в землю. Через некоторое время на их месте вырастает парк, который и составляет кладбище. Чтобы облегчить боль от утраты, на кладбище есть «Стена для писем» с почтовыми ящиками, куда родственники и близкие могут бросить письмо для умершего. Каждой могиле с деревом соответствует определённый ящик, но помимо них есть безымянные ящики, куда письмо может положить любой желающий. Эта практика известна как «говорящее письмо», её часто используют в танатотерапии – методике, которая помогает справиться со связанными со смертью негативными переживаниями.

И ещё немного истории. В СССР всё строились по типовым проектам – и жильё, и дома культуры, и кладбища. Но вот в Киеве начали готовить кладбище по уникальному проекту – планировали возвести целый «Парк Памяти» с искусственным озером, в котором должны были отражаться росписи и барельефы 220-метровой Стены Памяти. Предполагалось, что вдоль этой стены траурные процессии будут следовать в сторону крематория. По словам авторов, художников-монументалиста Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко, рельефы были призваны не оставлять человека наедине со смертью близкого. На Стене появились изображения архетипов: Материнство, Подвиг, Творчество, Человек, Зверь, Икар, Прометей. Ощущение личной потери растворялось в коллективном опыте, отражённом в этих образах. В последний момент власти сочли скульптурную группу неуместной и в 1982 году залили её бетоном. Стоимость «ликвидации» значительно превысила расходы на строительство. Об уникальности этого места ныне напоминает лишь крематорий, построенный по проекту Абы Милецкого. Однако сейчас в украинском Минкульте идут разговоры о восстановлении Стены – и недавно от бетона очистили небольшой участок рельефа.

Поживём - увидим.
Оригинал взят у mihailgurevitch в https://mihailgurevitch.livejournal.com/436626.html

Михаил ГУРЕВИЧ


Tags: архитектура, общество, технологии, человек, экология
Subscribe

promo boeing_is_back december 12, 2017 10:21 678
Buy for 220 tokens
Бывший офицер ГРУ Дмитрий Таран поведал нам, что ждет Россию в ближайшие 25 лет (время одного поколения). Он не только рассказал о скрытых угрозах, но и способах их решения. Речь идет о выживании тебя и твоей семьи. Россия - огромная страна. После так называемого "выдоха" - распада…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments